Авто журнал » Тест-Драйв » Перворазрядник

Перворазрядник

Honda CR-Z. Фото Максима Кадакова и компании Honda с сайта

Тихо подкатил Prius. Из машины выбрались пожилые мужчина и женщина и, щебеча друг другу что-то приятное, принялись любоваться цветочным полем. Конечно, в мае окрестности Амстердама — это сплошной роскошный цветник. Но как же я? Точнее, не я, а мой гибридомобиль Honda CR-Z? Даже взглядом не удостоили. Я прыгнул в машину, завел мотор, включил первую передачу, злобно рявкнул мотором и, отключив систему стабилизации, рванул, взвизгнув шинами, в сторону автобана. Но внимания так и не удостоился.

А ведь спортивный гибрид с механической коробкой передач и стартом на бензиновой тяге — это так необычно…

Вообще-то с гибридами дела у Хонды складываются не очень. Первенцем был Insight. На волне противостояния с Тойотой (Insight поступил в продажу в 1999 году, на два года позже Приуса) гибридную идею довели до абсурда: трехдверный алюминиевый кузов, тесный двухместный салон, потрясающая топливная экономичность, но запредельная цена. Приусы расходились сотнями тысяч, а Инсайтов было продано всего около 17 тысяч. Не снискала особой славы и более «приземленная» Honda Civic Hybrid. Недавно появился Insight второго поколения, который во многом копирует Prius: просторная пятидверка, невыразительный облик, бесступенчатая трансмиссия… Все по тойотовским лекалам, но инициатива упущена: «второй» Insight был встречен прохладно.

Honda CR-Z — это попытка окучить рынок гибридов с другой стороны, откуда Toyota еще не заходила. Спорткар. Механическая коробка передач. Во главе угла — динамика, а гибридность c экономией топлива — модный довесок.

Построенный «вокруг водителя» кокпит с единственным круглым циферблатом — развитие удачной идеи, заданной создателями пятидверного Сивика

Построенный «вокруг водителя» кокпит с единственным круглым циферблатом — развитие удачной идеи, заданной создателями пятидверного Сивика

Но вы не уподобляйтесь тем старичкам — и все же взгляните на этот клиновидный силуэт. Пуля! А интерьер? Построенный вокруг водителя кокпит, удачно спрофилированные передние кресла, низкая крыша... Спорткар чистой воды! Сюда бы мотор сил под триста, зажать подвеску — и вот вам новый трехдверный Civic Type-R! А если не Civic, то Honda CRX нового поколения (четверть века назад модель CRX служила отличной имиджевой поддержкой всему бренду).

Но представители Хонды от подзабытой трехдверки CRX открещиваются: «Внешнее сходство — чистая случайность».

По обе стороны от спидометра расположены дисплеи-расходомеры, которые отчасти дублируют друг друга. Слева — шкалы указателей запаса электроэнергии в батарее (сейчас горит семь «квадратиков» из восьми) и степени помощи тягового электромотора (Assist) или рекуперативного заряда батареи (Charge). А справа — шкалы запаса и мгновенного расхода бензина, а также «мультик» заряда-разряда тяговой аккумуляторной батареи


Кнопки управления второстепенными системами сосредоточены на «ушах» панели приборов. Справа главенствующую позицию занимает блок климат-контроля, а слева — кнопки переключения режимов работы силового агрегата и электроусилителя рулевого управления


Ой ли? Понятно, что золотой век двухдверных машин с отточенными ездовыми свойствами прошел. Канули в Лету купе NSX, Prelude, родстер S2000... На смену любителям ночных гонок с педалью «в пол» пришло поколение айподов и айпэдов. А этим спорткар на двоих не нужен! В Японии нынче вырос спрос на вместительные однообъемники на пять-семь человек: их «индивидуализируют» и ставят мощную «музыку», чтобы «клубиться». Но, похоже, Honda CR-Z все же пришлась ко двору: за первый месяц в Японии было принято десять тысяч заказов на машину!

Шестиступенчатая коробка от Сивика с характерным «железным» характером переключений подчеркивает «спортивность» гибрида

Шестиступенчатая коробка от Сивика с характерным «железным» характером переключений подчеркивает «спортивность» гибрида

В «нормальном» режиме дисплей тахометра окрашен синим (в центре). В «спорте» — тоже синим, но уже с ядрено-красным ободком спидометра (слева). А для флегматичного режима Эко выбран зеленый цвет

В «нормальном» режиме дисплей тахометра окрашен синим (в центре). В «спорте» — тоже синим, но уже с ядрено-красным ободком спидометра (слева). А для флегматичного режима Эко выбран зеленый цвет

В основе — та же платформа, на которой построен нынешний Insight, хотя колесную базу уменьшили на 130 мм, а колею расширили на 25 мм. Гибридную силовую установку IMA модернизировали: вместо 98-сильного бензиного мотора 1.3 здесь работает 114-сильный полуторалитровый двигатель от японской версии однообъемника Jazz. В паре с ним — десятикиловаттный электромотор. Шестиступенчатую механическую коробку заимствовали у Сивика 1.8 (прежде механические коробки на гибридах были в диковинку, а «шестиступки» не встречались вовсе). И если Honda Insight теоретически может стартовать только на электротяге, то в CR-Z эта функция исключена: пусть водитель спорткара слышит настроенный рык системы выпуска!

Адепты канонического подхода к автомобильной классификации назовут CR-Z трехдверным хэтчбеком, поскольку здесь наличествует дверь «салонного» багажника. И все же, по сути, это купе. Багажник крохотный, пробраться на задние места — проблема. Когда я отодвигаю переднее сиденье до упора назад (при моем росте 185 см я только так могу усесться с комфортом), между спинкой своего кресла и неуютной задней лавочкой едва протискивается кулак: за мной и ребенка не посадишь! Между тем сзади есть крепления Isofix, хотя мне трудно представить, сколько понадобится терпения и ловкости, чтобы установить там детское сиденье.

Коробка передач от Сивика — вещь! Приятно защелкивается первая передача, я резво бросаю тугонькую педаль сцепления — и с непривычки едва не глушу мотор: нехватка крутящего момента. Может, не стоило отключать «электростартер»?

Электромотор приходит на помощь уже в движении, причем его «тяговый» вклад действительно заметен. И все же десять секунд до сотни — не ураган.

Передние сиденья с развитым профилем удовлетворят самых взыскательных «спортсменов»

Передние сиденья с развитым профилем удовлетворят самых взыскательных «спортсменов»

Аттракцион: я забрался на заднее сиденье и, пригнув голову к груди, уперся плечами в крышу. А вот установить на место сиденье водителя уже не смог — ноги девать некуда!

Аттракцион: я забрался на заднее сиденье и, пригнув голову к груди, уперся плечами в крышу. А вот установить на место сиденье водителя уже не смог — ноги девать некуда!

Багажник невелик. Но производитель напоминает, что при сложенной задней банкетке сюда можно поставить две сумки для гольфа

Багажник невелик. Но производитель напоминает, что при сложенной задней банкетке сюда можно поставить две сумки для гольфа

Зато так и не удалось разрядить упрятанную под полом багажника никельметаллгидридную батарею. При равномерном движении на шестой передаче на скорости 135 км/ч при 3200 об/мин дисплей показывает, что батарея подзаряжается. Чуть добавил газу — и электромотор включился в работу, а батарея начала разряжаться. Чуть отпустил педаль — и батарея снова заряжается. Следить за процессом помогает дисплей-градусник: если верить его показаниям, то к 4000 об/мин электрическая помощь сходит на нет — и вплоть до срабатывания ограничителя при 6100 об/мин ДВС работает в одиночестве.

А еще силовой агрегат IMA не боится насилия «снизу»: на шестой передаче на скорости 45 км/ч машина продолжает ехать без раздражения, хотя обороты падают до тысячи. Это значит, что при спокойной езде шестую передачу можно во многих случаях использовать как «автоматическую» и реже обращаться к другим ступеням.

Помимо режима Normal есть режимы Sport и Eco. В «спорте» электронная педаль газа становится более чуткой, а электромотор приходит на помощь раньше. А в экорежиме автомобиль более флегматичен: будет разгоняться лишь после того, как продавишь педаль минимум на половину ее хода. Чувствуется, что сначала в работу включается электромотор и лишь позже начинает активнее работать ДВС — так экономичнее.

Гибридная силовая установка IMA — это полуторалитровый бензиновый двигатель мощностью 114 л.с., шестиступенчатая механическая коробка и заключенный между ними десятикиловаттный электромотор-генератор. Представители Хонды уверяют, что в обслуживании установки IMA не будет никаких проблем: батарея рассчитана на весь жизненный цикл автомобиля, а стоимость периодического обслуживания если и будет дороже обслуживания Сивика, то на символические 1—2%

Гибридная силовая установка IMA — это полуторалитровый бензиновый двигатель мощностью 114 л.с., шестиступенчатая механическая коробка и заключенный между ними десятикиловаттный электромотор-генератор. Представители Хонды уверяют, что в обслуживании установки IMA не будет никаких проблем: батарея рассчитана на весь жизненный цикл автомобиля, а стоимость периодического обслуживания если и будет дороже обслуживания Сивика, то на символические 1—2%

Передняя подвеска со стойками McPherson и задняя полузависимая подвеска — от Инсайта

Передняя подвеска со стойками McPherson и задняя полузависимая подвеска — от Инсайта

Рычаги передней подвески сделаны из алюминия, что позволило сократить неподрессоренные массы на 2 кг на каждом колесе

Рычаги передней подвески сделаны из алюминия, что позволило сократить неподрессоренные массы на 2 кг на каждом колесе

За настройку электроусилителя рулевого управления можно поставить не больше «четверки»: усилие на руле хотя и присутствует во всех режимах, но приятной натуральностью (как, например, на Гольфе) не радует. В режиме Спорт руль слегка тяжелеет, но ближе к водителю машина не становится.

Но если разгон не будоражит, то в чем же кайф?

В поворотах! В любой вираж входишь без тени сомнений: Honda уверенно встает на дугу и, слегка «подруливая» задней подвеской, цепко идет по дуге. Когда-то очень похоже была настроена эластокинематика задней подвески Peugeot.

Хонда имеет свое мнение в давнем споре о том, есть ли смысл выпускать гибридомобили, если энергоемкое и химически небезвредное производство батарей к ним убивает всякий смысл гибридной затеи. По подсчетам японцев, за весь жизенный цикл машины — от выработки сырья для ее производства до списания в утиль через несколько лет — до 78% выбросов СО в атмосферу приходится именно на период эксплуатации. А значит, игра стоит свеч

Хонда имеет свое мнение в давнем споре о том, есть ли смысл выпускать гибридомобили, если энергоемкое и химически небезвредное производство батарей к ним убивает всякий смысл гибридной затеи. По подсчетам японцев, за весь жизенный цикл машины — от выработки сырья для ее производства до списания в утиль через несколько лет — до 78% выбросов СО в атмосферу приходится именно на период эксплуатации. А значит, игра стоит свеч

Вкусив сладкий плод, я еду все быстрее — все-таки есть в этом спорткаре немножко спорта! Хотя до 140-сильного «обычного» Сивика ой как далеко! Если Civic 1.8 можно смело причислить к кандидатам в мастера спорта, то CR-Z — скромный перворазрядник.

Единственное, в чем Honda CR-Z уверенно выигрывает у Сивика, — это ездовой комфорт. Подвеска мягче, шум шин на асфальте среднего качества заметен только после 140 км/ч. Тогда же появляются слабые аэродинамические шумы. Отправиться в круиз на такой машине — милое дело.

Honda CRX, 1983 г

Honda CRX, 1983 г

Honda Insight, 1999 г

Honda Insight, 1999 г

Honda Insight, 2009 г

Honda Insight, 20